Великая Река

замечания о гидронимах и об их отношении к происхождению родов и племен

Вода, болото, море в основе гидронима сегодня могут считаться общеизвестным и лежащим на поверхности фактом. Любая крупная река в ландшафте представляет собой "выдающееся явление", мимо которого невозможно пройти. Путник, который не пользуется услугами нетрадиционных средств передвижения, не может форсировать реку, которая в этом смысле для него тождественна морю. Непреодолимость реки размывает статусное различие между пешим (простолюдином) и конным (рыцарем). Еще более крупным событием была река для первобытного человека, если условиться, что фантазии о его существовании (а вся история, выходящая за рамки личного опыта, является плодом фантазирования) имеют отношение к сути проблемы.

Енисей - эвенк. "большая вода"

Лена - от эвенк. Елю-Енэ, "большая река"

Амур - тунгусо-маньчж. "большая река"; китайское название Хэйхэ, "черная река".

Ока - гидроним спорного происхождения, исключительная краткость которого позволяет возводить его к водно-ориентированным ("вода, река") корням как индоевропейских, так и финно-угорских групп, что становится указанием на палеоевразийскую этимологию.

Москва - обычно возводится к финно-угорским и древнерусским корням, обозначающим болотистое, топкое пространство.

Нева - "финнск." "море"

Дунай, Дон, Двина (тж. Даугава) - названия рек, которые можно обозначить синтетическим гидронимом "dauvana", со всей очевидностью возводятся к единому палеоевразийскому корню.

Морава - приток Дуная, река франконского ареала к востоку от Богемии легла в основу самоназвания племени Моравов и их земли Моравии, которая в немецкой культуре для кристальной ясности обозначается как Мары (Mähren).

Рейн - река франконских племен, название которой самым непосредственным образом тождественно палеоевропейскому слову "река, течение" (ср. англ. run, river, нем. rinnen, русск. ринуться), которое, помимо Рейна, позволяет проследить себя во множестве западно-европейских гидронимов.

Темза - возводится к "кельтскому" "темная (река)", что самоочевидно является индоевропейской лексемой. Учитывая то обстоятельство, что Темза находится на острове и известное ныне ее название чересчур явно отражает точку зрения индоевропеистики, этот гидроним можно отнести к случаю неологизма, который по ряду естественных причин повторяет общие закономерности образования гидронимов. Оригинальное имя, под которым Темза была известна островным туземцам, ныне может считаться безвозвратно утерянным.

Что касается крупных рек северной и южной Америки, то их известные ныне имена в большинстве случаев образованы в начале периода последней оккупации континентов и в этом смысле имеют аутентичность не большую, чем названия молодых населенных пунктов и улиц. Оригинальные названия начинают прослеживаться в притоках, которые, очевидно, не были столь привлекательными для маниакальных европейцев. Так, южноамериканская река Апуримак в бассейне Амазонки на языке туземцев называется Эне, что означает "большая река". К числу особо известных гидронимов, сохраняющих туземное название, относится североамериканская река Миссисипи, на языке оджибве означающая "большую реку".

Очевидность этимологии гидронимов естественно вынуждает ставить вопрос о том, насколько правомерно считать название реки производным от водных лексем, а не наоборот. Так или иначе, крупные, не форсируемые реки играли в жизни первобытного племени роль пограничного водоема, являющегося соборным местом обитания "опасных существ". Следует заметить, что хищническое рыболовство и загрязнение окружающей среды к настоящему дню до неузнаваемости обезобразили флору и фауну крупных водоемов, что делает для нас затруднительным представить возможность встречи в реках средней полосы с действительно опасными хищниками. Однако в старину, до X в. н. э., реки были населены как неорганическими, так и органическими (гигантские щуки, земноводные etc.) формами жизни, представлявшими серьезную опасность для человека.

Связь крупного "мореобразного" водоема с родо-племенным этногенезом является достаточно спорной. Несмотря на всю очевидность такого явления, как заключение союзов между представителями народа, в первую очередь шаманами и духами пограничных вод, следует понимать, что центральную роль в родо-племенной экзистенции играла малая река, в том числе протекающая по долине, и ее исток. Священная роща, поле, ручей и храмовый холм составляли основы топологии родного края, в то время как крупные географические ориентиры могли относиться к феноменологии пограничных территорий, как, например, показывает случай бесчеловечных ледяных гор - Гималаев, являющихся местом обитания демонов и богов антисоциального характера.

В отличие от крупных водоемов, названия которых по сей день позволяют проследить одинаковую этимологию, локальные гидронимы в большинстве случаев (систематизировать которые сложно в виду колоссального количества материала) напоминают эвфемизмы. Эксперты уверены в том, что собственным именем аксиального родо-племенного ручья был именно "ручей", который в современном русском сохраняет родство с тотемной лексемой культуры древнерусского племени. В германоязычной среде оригинальная лексема сегодня прослеживается в слове, обозначающем источник (нем. Quelle).

 

См. тж. Конгурей

и Меровей и прародина Франков

и Море

и Рыбья кровь

Разделы сайта

Гиппология

Новое

Поиск по сайту

Экваэлита, 2010-2018